Shrift o'lchami Rang Rasm

www.DANGARA.uz


<< Dekabr 2024 >>
DUSECHPAJUSHYA
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Yangiliklarga obuna bo'lish


Hozir saytda 36 nafar foydalanuvchi Ishonch telefoni statistikasi


Развитие транспортного потенциала Республики Узбекистан

×

 2019-12-04 08:57:43    1197

PDF yuklash
Chop etish


Развитие транспортного потенциала Республики Узбекистан

Транспортный сектор Республики Узбекистан, в силу географических, исторических факторов играет особую роль в экономике страны. Для Узбекистана, который отдален от международных морских путей территориями двух и более государств, затраты на транспортировку экспортных и импортных грузов становятся критически важным фактором конкурентоспособности.

Основное внимание в транспортной политики Узбекистана уделяется решению вопросов обеспечения транспортно-коммуникационной, пространственной связанности регионов страны и формированию транспортных коридоров, которые бы обеспечивали для узбекских грузов выходы к морским портам, крупным товарным рынкам в различных уголках мира.

Приоритетными направлениями для Узбекистана всегда оставались вопросы привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру, в строительство новых автомобильных и железных дорог.

В целом можно отметить, что решая данные задачи Узбекистан, в период независимости смог обеспечить формирование развитой национальной транспортной системы.

При этом конечно же следует не забывать, что несмотря на ряд крупных достижений в создании и совершенствовании национальной транспортной системы до сих пор остаются нерешенными ряд проблем, снижающих ее общую эффективность. Без их решения транспортный сектор не будет способен удовлетворять растущий спрос со стороны экономики и населения на сравнительно низкие по стоимости, но, при этом, оперативные и надежные по срокам, диверсифицированные по географическим направлениям грузопассажирские перевозки.

При этом оценка перспектив возможного развития естественным образом ведет не только к поиску новых вариантов, но и поиска путей и решений повышения эффективности имеющихся в распоряжении ресурсов и возможностей. С этой точки зрения, особого внимания заслуживает вопрос возможного использования Узбекистаном транспортного потенциала стран Евразийского экономического союза.

У нашей страны, естественным образом сложился высокий уровень транспортного взаимодействия со странами ЕАЭС. В 2018 г. доля стран-членов ЕАЭС в общем объеме перевозок по железнодорожным маршрутам экспорта, импорта и транзита грузов Узбекистана составила, соответственно, 67%, 71% и 78%. Активно используются транспортные магистрали соседнего Казахстана, через который направляется более 90% от общего объема узбекских экспортных грузов в «северном» направлении. По итогам 2018 г. объем транзита железнодорожным транспортом узбекского грузопотока в РК составил 17 млн. тонн.

Тесное сотрудничество со странами ЕАЭС в транспортной сфере позволит повысить и наш страновой транспортный потенциал. Узбекистан заинтересован в увеличении транспортного потока по своей территории, и если сейчас перевозка грузов стран-членов ЕАЭС по автомобильным маршрутам Республики Узбекистан составляет 648 тыс. тонн в год, то при более тесных формах сотрудничества этот объем мог бы существенно возрасти, что принесло бы ощутимые выгоды в целом для нашей экономики.

Следует учесть, что в целом на пространстве ЕАЭС отменена разрешительная система допуска автотранспортных средств к рынку внутренних и международных транзитных перевозок, а также действует единая тарифная политика, что позволяет странам, активно сотрудничающими с ЕАЭС иметь эффективный доступ ко всему экономическому пространству союза.

При этом надо конечно же принимать во внимание, тот факт, что по оценкам экспертов полноценное участие нашей страны в ЕАЭС позволит снизить стоимость транспортировки грузов Узбекистана на 30%, привлечь новые транзитные потоки, позволяющие довести общий объем транзита товарных грузов с нынешних 2 млн. тонн до 10–12 млн. тонн.
Узбекистан сможет использовать развитую транспортно-коммуникационную систему ЕАЭС, обеспечивающую кратчайшие маршруты сообщений между Европой и Азией, выходы к рынкам и морским путям Ближнего и Среднего Востока, Китая, России и Европы.

Одновременно совместно с партнерами будет улучшаться транспортная инфраструктура страны с учетом интеграции в важнейшие трансконтинентальные международные транспортные коридоры, проходящие через территории стран Объединения

 

Эркин Халбутаев      Зампредседателя Комитета по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий ЗП Олий Мажлиса