Yuridik va jismoniy shaxslar tomonidan veb sayt orqali bo'lgan murojaatlar
Jami murojaatlar: 38Ishonch telefoni statistikasi
«Почему страны ЕАЭС перспективные партнеры для Узбекистана?»
2019-12-03 20:34:42 1151
ИНТЕРВЬЮ с экономистом А.Бекмурадовым:
«Почему страны ЕАЭС перспективные партнеры для Узбекистана?»
Сегодня Узбекистан проводит более открытую внешнеэкономическую политику. Руководство Республики прилагает значительные усилия по интенсификации торгово-экономических связей нашей страны с ключевыми государствами.
В этой связи, невозможно не отметить динамичное развитие отношений Узбекистана со странами-членами ЕАЭС - Казахстаном, Кыргызстаном, Арменией, Белоруссией и Россией.
Рассказать о том, почему эти государства являются для нашей страны важными экономическими партнерами, мы сегодня попросили д.э.н. Адхама Бекмурадова.
– Сегодня много говорится о перспективах вступления Узбекистана в ЕАЭС. На Ваш взгляд какие факторы обуславливают важность данного направления внешнеэкономической деятельности Узбекистана?
– Во-первых, на сегодняшний день страны ЕАЭС представляют собой большой рынок товаров, услуг, капитала. Совокупный ВВП стран-участниц составляет 1,9 трлн. долл., население превышает 180 млн. чел.
Узбекистан имеет тесные торгово-экономические и инвестиционные связи со странами ЕАЭС. Россия и Казахстан входят в тройку наших крупнейших торговых партнеров. Доля этих стран в общем товарообороте составляет 16,9% и 8,9% соответственно. С Беларусью за последние 2 года объем товарооборота вырос в 4 раза.
В целом, за 2016-2018 гг. общий товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС вырос на 52% и достиг почти 10 млрд. долл. Это около 30% внешнеторгового оборота.
Конечно, это далеко не предел. Существует огромный потенциал для дальнейшей интенсификации сотрудничества.
Так, например, Узбекистан может увеличить экспорт в таких отраслях, как сельскохозяйственная, текстильная и кожевенно-обувная. В частности, мы имеем определенные конкурентные преимущества в производстве и продаже хлопка-волокна, сухофруктов, плодоовощной продукции, шкур каракульской породы овец.
Набирает обороты и бизнес-кооперация. В частности, в Узбекистане функционируют больше 500 совместных предприятий с участием казахстанского капитала, с российским свыше – 1 тыс., белорусским около 40.
В прошлом году ПИИ стран ЕАЭС в Узбекистан превысили 800 млн. долл.
Кроме того, страны-члены ЕАЭС имеют большой потенциал развития в промышленной отрасли, что для Узбекистана особенно актуально.
Не стоит также сбрасывать со счетов географическую и историческую близость наших стран. На фоне усилий Узбекистана по углублению регионального взаимодействия мы не можем не учитывать тот факт, что Казахстан и Кыргызстан имеют обязательства в рамках ЕАЭС.
На мой взгляд, факторов обуславливающих важность дальнейшего углубления связей со странами-членами ЕАЭС объективно много и их можно перечислять долго.
Для Узбекистана важным является вопрос доступа к транспортно-логистическим узлам. Каковы перспективы развития сотрудничества со странами ЕАЭС на данном направлении?
Действительно, доступ к кратчайшим путям выхода на Европу и Азию является для нашей страны приоритетной задачей, так как это поможет расширить наши торгово-экономические и инвестиционные связи с ведущими странами.
И опять же, в силу географического фактора кооперация со странами ЕАЭС в транспортной сфере нам жизненно необходима.
Чтобы в полной мере осознать важность развития сотрудничества достаточно просто посмотреть на цифры. Так, на данный момент доля стран-членов ЕАЭС в общем объеме перевозок по железнодорожным маршрутам экспорта, импорта и транзита грузов Узбекистана составляет, соответственно, 67%, 71% и 78%. По автомобильным маршрутам Республики Узбекистан перевозка грузов стран-членов ЕАЭС составляет 648 тыс. тонн в год.
При этом по вопросам развития транспортной инфраструктуры страны ЕАЭС активно сотрудничают со многими заинтересованными партнерами в Евразии. Российская сторона активно продвигает создание МТК «Север-Юг», Узбекистан является членом Ашхабадского соглашения по созданию коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман, что создает хорошую основу для взаимодействия в южном направлении.
Кроме того, в настоящее время ведется работа по сопряжению ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь». Президент Ш.Мирзиёев в апреле этого года принял участие во втором Форуме «Один пояс, один путь», выдвинув ряд инициатив по повышению транспортно-логистического потенциала Центральной Азии, развитию туризма, достижению продовольственной безопасности через «зеленую экономику».
Активная позиция нашей страны по данным вопросам обусловлена осознанием того, что, не включаясь в процессы развития взаимосвязанности Азии и Европы, мы просто рискуем остаться «за бортом» динамично развивающегося сотрудничества.
В этой связи, мы, конечно же, заинтересованы в дальнейшей интенсификации взаимодействия на данном направлении - как использовании уже имеющейся развитой транспортно-коммуникационной системы ЕАЭС, так и создании новых транспортно-логистических маршрутов, обеспечивающих кратчайший выход к рынкам и морским путям Ближнего и Среднего Востока, Китая, России и Европы.
Как вы считаете развитие сотрудничества в каких еще сферах требует пристального внимания?
Это, безусловно, вопросы трудовой миграции. В настоящее время 2,3 млн. граждан Узбекистана работают в странах ЕАЭС. На территории России временную трудовую деятельность осуществляет порядка 2 млн. чел., Казахстана – около 300 тыс. За 9 месяцев 2019 г. денежные переводы из стран ЕАЭС составили около 4 млрд. долл. или 84% от всех денежных переводов, поступающих в республику.
В то же время наши граждане сталкиваются с определенными трудностями при осуществлении трудовой деятельности. Так, для легальной работы в России наши граждане должны оформить патент (разрешение на работу). Прямые и косвенные расходы по его оформлению составляют 30–35 тыс. руб. (500 долл.). Кроме того, мигранты платят ежемесячные обязательные платежи 3-8 тыс. рос. руб., сумма варьируется в зависимости от региона.
Углубление взаимодействия со странами ЕАЭС в перспективе поможет решить данные проблемы, в т.ч. путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений.
Другим перспективным направлением выступает взаимодействие в инновационной и научной сферах. Большой потенциал на данном направлении имеет развитие сотрудничества с Россией, Беларусью и Казахстаном. В частности, согласно рейтингу Global Services 100, Беларусь заняла 13-е место среди 20 стран-лидеров в сфере ИТ-аутсорсинга и высокотехнологичных услуг. Кроме того, в IT-рейтинге ООН Беларусь занимает 48 место.
Казахстан в мировом рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index), по данным ООН, в 2017 г. занял 52-е место среди 175 стран.
С Россией осуществляется активное сотрудничество в сфере атомной энергетики. С этого года в Ташкенте началось обучение будущих специалистов сферы атомной энергетики в филиале "МИФИ".